1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

Госдума: в УК может быть введено пожизненное лишение свободы за наркотики и возвращена "цель сбыта"

11.04.2009

На рассмотрении в Государственной Думе находится федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ". Внесли его высокопоставленные депутаты О.В Морозов, Е.Б.Мизулина, Н.В.Герасимова, А.К.Исаев, Г.П.Ивлиев, В.А.Васильев, В.Н.Плигин, О.Г.Борзова, П.В.Крашенинников, Т.В.Яковлева. Позднее к ним присоединились А.В.Беднов, Е.А.Вторыгина, Н.Н.Карпович, М.А.Мукабенова, Н.А.Останина, И.А.Яровая.
Законопроект имеет шансы быть принятым, так что заслуживает внимательного отношения.
Основные изменения, вносимые им, таковы:
1. Восстановление "цели сбыта" как оконченного преступления. Авторами проекта предлагается дополнить статью 228 УК частями третьей, четвертой и пятой, согласно которым незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков "в целях сбыта" должны наказываться лишением свободы на срок от трех до семи лет. Те же действия ("в целях сбыта") применительно к веществам в размере, отнесенном к крупному, либо совершенные группой лиц по предварительному сговору влекут, по законопроекту, от шести до двенадцати лет. Наконец, "цель сбыта" при особо крупном размере и организованной группе предусматривает от восьми до пятнадцати лет.
Что такое "цель сбыта"?
В УК нет и не было таких оконченных преступлений как "цель грабежа" или "цель изнасилования". А "цель сбыта" наркотиков была, затем от нее удалось избавиться, и вот она проталкивается опять.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ освободил УК от этого нонсенса. Конечно, действия, долгое время квалифицировавшиеся как совершенные "в целях сбыта" не были выведены из-под уголовной ответственности, но стали квалифицироваться как неоконченное преступление — приготовление к сбыту.
По мнению разработчиков проекта обнаружение наркотиков, приготовленных к продаже, это завершенный состав преступления. Но почему обнаружение отмычки никто не рассматривает как оконченное преступление "хранение в целях квартирной кражи"?
Согласно статье 29 УК уголовная ответственность за неоконченное преступление наступает по статье, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на статью 30 УК. Применение статьи 30 и связанной с ней статьи 66 УК влечет менее строгое наказание: не свыше половины верхнего порога санкции за приготовление и трех четвертей за покушение.
Это не устраивает тех, кто кормится за счет антинаркотической индустрии. Ведь в настоящее время приготовление к сбыту (без отягчающих признаков) наказывается максимум четырьмя годами, тогда как в редакции законопроекта это будет уже от трех до семи. Приготовление к сбыту в крупном размере и по сговору сегодня от пяти до шести лет, по законопроекту — от шести до двенадцати. При особо крупном размере и/или организованной группе приготовление к сбыту наркотиков в действующем виде — от восьми до десяти лет, в проектном — от восьми до пятнадцати.
За что борются инициаторы этих поправок? Только за увеличение сроков. Т.е. за увеличении численности заключенных. 900 тысяч человек в СИЗО и колониях России — мало?
2. Повышение верхнего предела санкции части первой статьи 228-1 УК с восьми до десяти лет. Это изменение ведет к повышению и верхней планки срока, назначаемого, в соответствии со статьей 66 УК за покушение на преступление (то есть с применением части третьей статьи 30 УК). Максимальная санкция в данном случае возрастает с шести лет до семи лет шести месяцев.
И здесь — только увеличение сроков, ничего больше.
3. Введение новой категории размера, двадцатикратно и более превышающего минимальный особо крупный размер
Сбыт или производство наркотиков в таком количестве предлагается наказывать строже в случае совершения преступления организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. По законопроекту, сумма этих признаков (сверх-особо-крупный размер + организованная группа или сверх-особо-крупный размер + использование служебного положения) должна повлечь от двенадцати до двадцати лет лишения свободы.
Верхний предел санкции (двадцать лет лишения свободы) уже предусмотрен частью третьей статьи 228-1 УК РФ. Ужесточение наказания заключается в данном случае в повышении нижнего предела с восьми до двенадцати лет. И это реальное ужесточение уголовной ответственности, так как суд, постановляя приговор, не обязан дотягивать до максимального срока, но ограничен в своем усмотрении нижним порогом санкции.
С этими дополнениями можно было бы согласиться, если бы увеличение сроков для организованной преступности и "оборотней в погонах", торгующих наркотиками, сопровождалось: а) увеличением разрыва между крупным и особо крупным размерами, т.е. повышением планки особо крупного размера; б) смягчением наказания за сбыт в крупном размере (чтобы сбыт в крупном размере относился к категории тяжких преступлений, а в особо крупном — особо тяжких).
Сравнительный анализ пороговых величин по различным видам наркотиков показывает, что в Российской Федерации количества, признаваемые крупным и особо крупным размерами, ниже чем в государствах, в нормативных актах которых зафиксированы такого рода критерии.
Наказуемое количество героина составляет в Португалии и Иране 1 гр., в Финляндии 2 гр., в Австрии 3 гр., в Дании — 25 гр.
В России пороговое значение для героина — 0,5 гр., особо крупный размер — свыше 2,5 гр. Предусмотренная законопроектом величина — 20-кратный минимум особо крупного размера — составит для героина 50 гр. Если менять конструкцию, крупный хорошо бы поднять до 1 гр., но главное — особо крупный размер должен начинаться хотя бы с 50 гр. Тогда проектный коэффициент (20-кратный минимум особо крупного) давал бы 1 кг. Если уж отсчитывать срок с 12 лет, то не за 50 гр.
4. Введение пожизненного лишения свободы
Санкция от 12 до 20 лет или пожизненное лишение свободы предусмотрена законопроектом за сбыт наркотических средств, повлекший по неосторожности смерть человека.
Это популистское, бессмысленное, вредное, неправовое предложение. Оно не затронет воротил наркобизнеса и сгодится только, чтобы посадить на пожизненное наркомана, принесшего дозу, если получивший ее умрет от передозировки. Доказать связь между этой смертью и организатором трафика, доставившим партию товара, невозможно. Доказать, что смерть потребителя последовала от вещества, принесенного гражданином таким-то, легко. Летальных исходов от передозировок в результате станет больше, так как никто не будет вызывать "скорую", чтобы не сесть на 12 лет минимум или же, для отчетности ФСКН, пожизненно.
Остается надежда остановить этот бред.
Все-таки законопроект внесен депутатами, пусть даже титулованными.
Когда вокруг некой законотворческой инициативы нет разногласий ключевых властных фигур, законопроект вносится обычно Президентом или Правительством. Когда же под проектом ставятся подписи лидеров фракции и председателей комитетов, это означает одно из трех: 1) невозможность согласования проекта со всеми официальными лицами, без чьих виз он не может лечь под завершающую подпись; 2) неизбежная критика его международной и российской общественностью, возбуждающая ПАСЕ, Совет Европы и Конгресс США, в связи с чем протаскивать нечто удобнее депутатскими руками, 3) сверхсрочность продвижения каких-либо изменений. Второй и третий варианты отпадают. А значит, не исключена возможность если не аннулирования, то хотя бы изменения текста.

Поделиться