1. Главная
  2. Библиотека

О нарушениях и злоупотреблениях при экспертизе наркотиков

  • эксперт-химик Дмитрий Гладышев
2013

№ 946 от «01» октября 2013 г.
на запрос № б/н от 31.08.2013 г.Адвокату
г-ну Кузьминых К.С.

На Ваш запрос сообщаю, что ответы руководителей экспертных подразделений наглядно свидетельствуют о ненадлежащем уровне профессиональной подготовки как самих экспертов, выполняющих экспертизы наркотических средств (психотропных веществ), так их руководителей, осуществляющих руководство экспертными подразделениями.
    Чтобы не быть голословным, ниже приведу статьи федеральных законов и постановлений Правительства РФ, регламентирующих процедуру диагностики наркотических средств (психотропных веществ) и определения их размеров и разъясню, почему я пришёл к такому выводу.
    Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентирована уголовным (см. ст.ст.228,228.1,229 и 229.1 УК РФ) и административным законодательством (см.ст.ст. 6.8,6.9, 6.13 КоАП РФ) Российской Федерации.
    Из диспозиции указанных статей, следует, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильно-действующее или ядовитое) их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а так же для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания и суды для принятия решений должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов. Разъяснения на сей счёт содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
    В Определении Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 года № 290-О-П говорится, что «Суды общей юрисдикции при разрешении ... уголовных дел... должны учитывать количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства, а также другие обстоятельства конкретного уголовного дела...» (аналогичная формулировка содержалась также в постановлении № 2 пленума Верховного суда РФ от и 27.04.1993 г. и постановлении Пленума Верховного суда № 9 от 27.05.98 г).
    В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ст.1 «Основные понятия» используются следующие основные понятия:
    «наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года…
    …препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации…
    … аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят…»;
В статье 2  этого же закона, имеющей название «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» указывается:
    «…1. Наркотические средства, психотропные вещества  и их  прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
список  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;
список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);
список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);
список  прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:
таблицу  прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);
таблицу  прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II); таблицу  прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее - Таблица III)…».
В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённом   постановлением  Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, в Списке «наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I)» содержится позиция: «Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества».
    В примечании к Перечню указывается: «…2. Контроль распространяется на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, указанные в настоящем перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.).
    В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в соответствующий список настоящего перечня…».
Размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст.ст.228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002. Оно для смесей содержащих «хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке I независимо от их содержания в смеси» определяется как «значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля».
    В Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в ст. 2 «Задача государственной судебно-экспертной деятельности» указывается:
    «Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла».
Далее в ст. 3 «Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности» указывается: 
    «Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются  Конституция  Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы»;
В ст.4, этого же закона, имеющей название «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности» указывается:
    «Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники»;
В ст.5, выше указанного закона, имеющей название «Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной» указывается:
    «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.
    Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
В ст.8, этого же закона, имеющей название «Объективность, всесторонность и полнота исследований» указывается:
    «Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
    Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных».
В ст. 14, имеющей название «Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения» указывается:
«Руководитель обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела. Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы»;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе». В ст. 16, имеющей название «Обязанности эксперта» указывается:
    «Эксперт обязан:
принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.    Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
Эксперт не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.    Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения».
Рассмотрим как в соответствии с точным исполнением закона объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме эксперт должен выполнить порученную ему судебную экспертизу смеси веществ, содержащую наркотическое средство (психотропоное вещество), для того, чтобы суд в соответствии действующим законодательством принял законное и справедливое решение.
    Предположим, что объектом судебной экспертизы является один из самый распространённых в мире наркотиков - героин.
    Итак, наркотик изъят из оборота правоохранительным органом и требуется его экспертиза. На разрешение судебной экспертизы следователем поставлен вопрос: «Является ли вещество, представленное на экспертизу наркотическим средством (психотропным веществом) и каково его количество?». Рассмотрим, что именно следует сделать эксперту химику при выполнении судебной экспертизы.
    Из экспертной практики хорошо известно, что то, что называется «уличным героином» - на самом деле не чистое вещество, а смесь, содержащая героин (диацетилморфин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин, а также значительное количество различных, «не наркотических» наполнителей. Так, [Методические рекомендации «Криминалистическое исследование героина», утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков (Утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков (протокол N 3/92-2004 от 9 июня 2004 г.). Одобрены и рекомендованы к опубликованию Методическим и Редакционно-издательским советами ЭКЦ МВД России)] указывают, что: «…Источником получения героина является опий - свернувшийся млечный сок растения мак снотворный (Papaver somniferum L). В процессе переработки опий очищают от балластных веществ и получают продукт с высоким содержанием морфина. Этот продукт затем ацетилируют до героина.
    Таким образом, «уличный героин» может содержать в своем составе примеси, которые обусловлены исходным сырьем и способом его приготовления (такие как папаверин, наркотин, кодеин, морфин, 6-моноацетилморфин, 3-моноацетилморфин, ацетилкодеин и т.д.). Кроме того, «уличный героин», как правило, содержит и специально вносимые добавки и наполнители (до 10 - 16 наименований одновременно). Это могут быть: фармакологически активные вещества (фенобарбитал, кофеин, дифенгидрамин (димедрол), фенацетин, анальгин, новокаин, лидокаин, аспирин, антипирин, амидопирин, диазепам, анестезин, никотинамид, фенолфталеин, стрихнин, хинин, хлорохин, аскорбиновая, салициловая, бензойная, фталевая, борная кислоты и т.д.); другие наркотические средства и психотропные вещества (метаквалон, оксикодон, кокаин и пр.); всевозможные нейтральные добавки-наполнители (глюкоза, лактоза, фруктоза, сахароза, маннитол, крахмал, мука, хлорид натрия, карбонат кальция, сульфат бария, аморфная окись кремния и др.). В образцах «уличного героина» можно также обнаружить вещества, попавшие в него из окружающей среды (например, различные пластификаторы, пестициды и др.). Содержание героина может составлять от 1 - 2 до 95 - 98%...».
    В соответствии с законом для ответа на поставленный вопрос эксперт химик, которому поручено выполнение экспертизы, прежде всего, обязан определить полный химический состав всех компонентов, составляющих его основу. После определения качественного химического состава исследуемого вещества, при наличии в нём контролируемых веществ, эксперт должен определить размер контролируемого наркотического средства (психотропного вещества) или их аналога.
Примечательно, что количество - масса наркотического средства (психотропного вещества) и размер контролируемого Правительством РФ вещества (препарата) не всегда совпадают.    Как указывалось выше, размеры наркотических средств и психотропных веществ, для целей ст.ст.228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлены и утверждены постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002. Рассмотрим, как в соответствии с этим постановлением, определяются размеры смесей, содержащих в своем составе наркотическое средство героин (диацетилморфин):
    - Если в состав исследуемого объекта экспертизы входят только наркотические средства (например: героин (диацетилморфин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин), включённые в перечень наркотических средств, то в соответствии с позицией Перечня наркотических средств: «Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества» представленная на экспертизу смесь веществ считается, включённой в Список I, названного перечня.
    Количество (размер) такой смеси запрещённой к обороту определяется общей массой смеси этих веществ, так как все эти три вещества включены в перечень наркотических средств. Перед этим смесь необходимо высушить до постоянной массы (удалив тем самым влагу), так как размер такой смеси должен определяться как «значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля»;
    - Если в состав смеси входят наркотические средства, имеющие разные меры контроля (например: героин (диацетилморфин) и d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) , то в соответствии с позицией Перечня наркотических средств: «Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества» представленная на экспертизу смесь веществ считается, включённой в Список I, названного перечня.
    Размер такой смеси определяется по d-Лизергиду так как для него меры контроля более строгие – «значительный размер» d-Лизергида составляет количество (массу), превышающую 0,0001 г, а для диацетилморфина аналогичный показатель составляет более 0,5 г. Размер d-Лизергида (ЛСД, ЛСД-25) должен быть определён методом газовой хроматографии и никогда не будет равен общей массе вещества объекта экспертизы;
    - Особый случай, если в состав смеси входят героин (диацетилморфин) и кокаин, такую смесь называют – «спидболл».
    Компонент этой смеси - наркотическое средство героин (диацетилморфин) включён в список I Перечня наркотических средств. Второй компонент смеси - наркотическое средство кокаин включено в список II, названного Перечня. В этой связи, в соответствии с позицией Списка I Перечня наркотических средств «Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества» смесь этих двух наркотических средств не может считаться, включённой в Список I, названного перечня. Так как кокаин не включён в данный список наркотических средств.
    Такая смесь – препарат, контролируется (запрещена к обороту) в соответствии с п.4 ст.2 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», гласящей о том, что « ... В отношении препаратов, предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них».
    Размер такой смеси в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 равен общей массе всей смеси, содержащей кокаин, равен потому, что наркотическое средство «кокаин» помечено в постановлении Правительства РФ символом (**).
    В Постановлении Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 имеются два конкретных вещества, для которых применяется упрощённый порядок определения размера смесей их содержащих. Даже влажность таких смесей экспертом может не учитываться, так как в постановлении указано следующее: «Размеры распространяются на смеси (препараты) указанного наркотического средства или психотропного вещества». Эти вещества помечены символом (**). Эти два вещества: «кокаин» и «гаммабутиролактон».
    В рамках ответа на данный адвокатский запрос я не буду критиковать приведённую процедуру определения размеров, таких запрещённых к обороту смесей, хотя в целом, сточки зрения п.4 ст.2 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», считаю её не справедливой;
    - Самый распространённый в экспертной практике случай, когда в состав исследуемого объекта экспертизы входят наркотическое средство и нейтральный компонент.
    Разберём пример смеси, содержащей героин (диацетилморфин) и сахар. Примечательно, что в соответствии с позицией Перечня наркотических средств «Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества» такая смесь веществ не может считаться, включённой в Список I, названного перечня. Так как сахар не включён в данный список наркотических средств.
    Она, как смесь – препарат, контролируется (запрещена к обороту) в соответствии с п.4 ст.2 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», гласящую о том, что « ... В отношении препаратов, предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них» и в соответствии с п.2 примечания к Перечню:«…2. Контроль распространяется на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, указанные в настоящем перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.). 
    Размер такой, запрещённой к обороту смеси, определяется не общей массой смеси этих веществ, как ошибочно утверждают экспертные начальники, а по-другому: как «значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества списка I, для которого установлены более строгие меры контроля». То есть, эксперт в этом случае, должен методом газовой хроматографии установить содержание героина (диацетилморфина), так как для него установлены более строгие меры контроля, а сахар не учитывать, так как оборот сахар в РФ не запрещён.
    Если размер такой смеси определять исходя из «общей массы», как это делает подавляющее большинство экспертов, и о чём открыто в своих письмах заявляют экспертные начальники, то будет нарушено требование п.4 ст.2 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которую я цитировал выше. При отождествлении масс (размеров) смеси, содержащей наркотическое средство и чистого наркотического средства (имеется в виду пример смеси, содержащей «героин и сахар»), меры контроля для этих двух сравниваемых веществ никогда не будут аналогичными. Смесь при меньшем содержании (размере) наркотического средства, в таком случае, является «более контролируемым» и «сильным наркотическим средством», нежели абсолютно чистое наркотическое средство героин.
    Очевидно, что смесь, содержащая 1 грамм героина и 4 грамма сахара (общей массой 5 грамм) не может быть более опасной для человека, чем чистый героин массой 1 грамм. Степень опасности такой смеси определяется (обуславливается) 1-ним граммом наркотического средства героина и меры контроля для такой смеси, должны быть аналогичными, применяемым для 1-го грамма чистого героина.
    Как указывалось выше, в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 имеются несколько веществ, для которых применяется другой порядок определения размера смесей их содержащих, так в Постановлении указано: «Размеры распространяются на смеси (препараты) указанного наркотического средства или психотропного вещества». Эти вещества помечены символом (**). Наркотическое средство героин (диацетил-морфин) таким символом не отмечено, соответственно его размеры на смеси (препараты), его содержащие не распространяются.
    Как указывалось выше, смесей, содержащих наряду с контролируемыми психоактивными веществами инертные (не наркотические) компоненты подавляющее большинство. Инертные наполнители (напр. сахар, глюкоза и т.д.) добавляются к криминальным наркотикам, реализуемым не крупными партиями (оптом), а в рамках уличной, индивидуальной торговли. Таким образом, как правило, разбавляют несколько разовых доз, сбываемых для личного потребления. Делается это для того, чтобы обеспечить передачу микроколичества психоактивного компонента, который в чистом виде составляет миллиграммы вещества и неудобен для передачи и употребления из-за больших потерь вещества (просыпается, остаётся в виде наслоений на упаковке, руках сбытчика и потребителя, приспособлениях, используемых наркоманами для потребления наркотика). Именно такие смеси являются объектами большинства экспертиз, выполняемых в рамках расследований уголовных дел по наркотикам. Крупные партии чистых наркотиков изымаются крайне редко.
Судебная и экспертная практика показывают, что судьи и эксперты не понимают друг друга. Судьи не осознают, что вместо полноценной экспертизы им представляется полуфабрикат, который не может быть положен в основу выносимого судебного решения, так как не определён размер наркотика (психотропного вещества), а эксперты, практически поголовно, убеждены, что они не должны определять размер наркотического средства (психотропного вещества), считая, что это прерогатива суда.
    Заблуждение экспертов в том, что всё, что не содержит наркотик, является наркотическим средством, не побуждает их выполнять исследование химического состава объекта экспертизы в полном объёме, как того требует действующее законодательство и указанные постановления Правительства РФ.
    Эксперты химики, которые относят всё вещество (объект исследования) к наркотическому средству только по тому, что обнаружили в его составе наркотическое средство, включённое в Перечень наркотических средств (психотропных веществ), действуют с нарушением сразу несколько федеральных законов. В этом случае они своими действиями нарушают ст.ст. 1 и 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст.ст.3,4,5 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
    Практически одинаковые ответы руководителей экспертных организаций о том, что подчинённые им эксперты не обязаны, при выполнении экспертиз наркотических средств и психотропных веществ, устанавливать полный химический состав и размеры чистых наркотических средств (психотропных веществ) свидетельствуют не только об их низкой профессиональной компетенции. Их шаблонные ответы, косвенно указывают на активное воздействие на судебных экспертов, направленное на упрощение процедуры диагностики наркотиков и многократное завышение их размеров. Логика начальников вполне понятна, чем больше в размерах (граммах и килограммах) криминальных наркотиков изымается из оборота, тем эффективнее оценивается работа правоохранительных ведомств. Парадокс заключается в том, что самих наркотиков в этих изъятых веществах, на самом деле гораздо меньше, меньше в десятки и сотни раз.
    Необъективная, недостоверная информация о размерах наркотических средств (психотропных веществ), представляемая халтурщиками- экспертами следователям и судьям, приводит к массовым судебным ошибкам при вынесении обвинительных приговоров, дискредитирует судебную систему и правоохранительные органы Российской Федерации.


Кандидат химических наук,
эксперт

Гладышев Д.Ю.

Поделиться